Метки: Теургия философия, теургия буддизм, кфс кольцова золотая серия космическая теургия майя, теургия форум, теургия значение, теургия в поэзии.
Статьи о герметизме |
---|
Пантеон Главные книги Источники мудрости мира Герметические движения Орден розенкрейцеров · Мемфис-Мицраим · Орден Розы и Креста · Орден Золотой Зари Aurum Solis Связанные темы Последователи учения |
Теурги́я (др.-греч. θεουργία, из θεός «бог, божество» + ὄργια «обряд, священнодействие, жертвоприношение») — направление эзотерического христианства, «магическое искусство» достижения богоподобного состояния, совершаемое посредством инвокации или эвокации одного или нескольких богов, с целью воссоединения с Божественным, достижения Гнозиса и возвышения теурга. Также, теургия - это «искусство» воздействовать на божества, духов, демонов при помощи определённых церемониалов. Зародилось в рамках неоплатонизма, развито у Ямвлиха[1].
В Средние века, и затем в Новое время была разработана теория и практика эзотерической христианской теургии. Наибольшее распространение теория и практика христианской теургии получила среди розенкрейцеров[2][3] и впоследствии окончательно оформлена в целостную систему Мартинесом де Паскуалли как центральная доктрина его Ордена Избранных Коэнов[2].
В наши дни активно поощряют своих адептов к практике эзотерической теургии различные Ордена Мартинистов[4].
Содержание |
Теургия означает "божественную работу". Впервые этот термин был использован во второй половине столетия в неоплатонической работе "Халдейские Оракулы" (Париж, 1971): "Поскольку Теурги (theourgoí) не относятся к стаду, которым управляет судьба"[5]. Источник Западной Теургии может быть найден в философии поздних Неоплатоников, особенно у Ямвлиха[1]. В позднем Неоплатонизме Духовная Вселенная представлена в качестве последовательностей эманаций от Единого[6]. От Единого был эманирован Божественный Ум (Нус), и Божественный Ум, в свою очередь, эманировал Душу Мира (Психе). Неоплатоники настаивали, что Единый абсолютно трансцендентен, и в эманациях ничто из высшего не было потеряно, и не было передано к нижнему, который оставался неизменным при помощи более низких эманаций[7].
Несмотря на политеизм Неоплатоников, им также был присущ и монотеизм.
Для Плотина и учителей Ямвлиха Анатолиуса и Порфирия, эманация имеет такой вид:
Плотин приводил свои рассуждения для тех, кто желал бы практиковать Теургию, целью которой было воссоединение с Божественным (обретение Гнозиса). Поэтому, его школа напоминает школу размышлений или медитаций. Ямвлих Халкидский (Сирия), ученик Порфирия (который сам был учеником Плотина) преподавал в большей степени ритуализированные методы Теургии, которые включали в себя инвокации, и, как религиозные, так и магические ритуалы и церемонии. Ямвлих считал, что Теургия является подражанием Богам, и в своей главной работе, "О Египетских Мистериях", он охарактеризовал Теургические ритуалы как "ритуализированную космогонию", которая наделяет воплощенные души Божественной ответственностью создания и сохранения космоса. В рассуждениях о трансцендентном Ямвлих заключает, что оно не может быть ухвачено умозрительными построениями, так как трансцендентное непостижимо. Теургия - это ряд ритуалов и операций, чьей целью является восстановление трансцендентальной сущности с помощью повторного прохождения Божественных "сигнатур" сквозь слои бытия. Образование важно для понимания схемы вещей, как она представлена Аристотелем, Платоном и Пифагором, а также Халдейскими Оракулами. Работа Теурга проходит по правилу "подобное к подобному": на материальном плане с помощью физических символов и магии; на более высоком уровне - с ментальными и чисто духовными практиками и мистицизмом. Начиная с нахождения Божественного в материи, Теург в конечном счете достигает уровня, где внутренняя Божественная часть души объединяется с Богом[8].
Император Юлиан Отступник (332-363), последователь взглядов философии Неоплатонизма, делал попытки заменить распространяющееся христианства языческим Неоплатонизмом. После его смерти, при дальнейшем повсеместном распространении христианства по всей Империи, в конечном счете планы Юлиана Отступника потерпели крах, однако он действительно успел написать несколько работ по философии и теологии, включая и популярный гимн к солнцу-Митре. В его теологии - Гелиос, солнце, являл собой идеальный пример совершенства Богов и света, символ Божественной эманации. Также в теологии Юлиана весьма почиталась матерь богов Кибела.
Из всех существовавших в то время Теургических ритуалов Императором Юлианом наиболее использовались те, в которых основной частью операции являлось жертвоприношение и молитва. Во многом, мировоззрение Юлиана было сформировано под влиянием идей Ямвлиха.
Мартинизм |
|
Основные составляющие Учения | |
Список:
Теургия · |
|
Направления оккультной практики | |
Мартинисты | |
Список:
Мартинес де Паскуалли · Луи Клод де Сен-Мартен · Жан-Батист Виллермоз · Папюс · Станислас де Гуайта · Амбелен, Робер · Освальд Вирт · Жозеф-Мари, граф де Местр · Антуан Кур де Жебелен · Сент-Ив Д’Альвейдр · Низье, Филипп Антельм · Жозеф Пеладан · Артур Эдвард Уэйт · Элифас Леви · Клод Дебюсси · Николай Николаевич Младший · Новиков, Николай Иванович · Рындина, Лидия Дмитриевна · Лопухин, Иван Владимирович · Трояновский А. В. · Антошевский И. К. · Жак Казот · Чеслав Иосифович Чинский · Григорий Оттонович Мебес · Казначеев П. М. · Огюст Шабосо · Жан Брико · Херасков, Михаил Матвеевич · Фабр де Оливье |
|
Деятели, оказавшие влияние | |
Мартинистские организации | |
† Основные символы и понятия † | |
Связанные с мартинизмом организации | |
Книги | |
Издательства | |
Список:
«Инициация» · «Вуаль Исиды» · «Изида» |
Эзотерическое христианство воспринимает Теургию как традицию, которая с большой пользой дополняет его. Главное достижение Эзотерического христианства состоит в постижении таинств Бога (См. Разиэль), а также восхождение на уровень более высокого сознания, в то время как Теургия внутри эзотерического христианства использует эти познания для возвышения Духовной природы Теурга[9]. Обычно в эзотерическом христианстве Теургия представляет собой практику направленную на попытку получения знания и сообщения человека с его Высшим я, или внутренней Божественной частью, чтобы он мог получить Духовные истины и Мудрость от Бога, что невозможно перенять от другого человека (См. Алхимия, Каббала и Теософия). Если последователь эзотерического христианства, или Розенкрейцер, или Теософ практикует Теургию, то он или она считается Магом, или Адептом, если только возвышается посредством Теургии до достаточной степени, чтобы удостоиться такого названия[10]. В традиционном и Магическом смысле Теургия противопоставлена Гоетии, даже при многочисленных утверждениях, будто они накладываются друг на друга[11]. Некоторые организации, такие как Герметический Орден Золотой Зари, утверждают, что преподают вид Теургии, который позволит каждому возвыситься духовно, так же, как и понять истинную природу человека и его отношения к Божественному и Вселенной, и что при этом соблюдаются древние предписания[12]; однако, как известно, в древности, впрочем как и в Средние века, и в Новое время Теурги пребывали в уединении и искали одного лишь Божественного Света через Ритуальное и внутреннее уравновешивание[13].
Как теургическая традиция, изначально мартинизм развивался как центральная практика в системе высших степеней, учрежденной Мартинесом де Паскуалли (Паскуалисом) около 1740 года во Франции, а затем развился в двух различных формах его учениками Луи Клодом де Сен-Мартеном и Жаном-Батистом Виллермозом[14][15][16].
Теургия, как особый путь "избранного священника", или "жреца", (Коэна), является секретной техникой ряда последовательных операций, состоящих из сложных церемоний, тайных молитв, и методов подготовки оператора[17]. Также предписывалось выбирать специальное время для тех, или иных церемониалов, или практик менее ритуализированного характера. Именно таким образом теургическая традиция была представлена в Ордене Избранных Коэнов Мартинеса де Паскуалли. Философское и теологическое обоснование к этой практике приведено в единственной книге, написанной Домом Мартинесом "Трактат о реинтеграции существ в их первоначальных качествах и силах, духовных и Божественных"[18].
Само учение Мартинеса де Паскуалли можно охарактеризовать как христианское, и отчасти гностическое: Бог как изначальное Единство пожелал «эманировать» существ из своей собственной сущности, но Люцифер, стремившийся осуществить свою творящую силу, пал жертвой собственного проступка, будучи плененным вместе с другими главными падшими духами в месте, которое Бог уготовил для них в качестве тюрьмы. Затем Бог послал человека в его андрогинном теле, наделив его великими силами, чтобы удерживать мятежников под постоянным контролем и способствовать их примирению. Но Адам отступил от своих обязанностей, и сам пал в тюрьму, которую ему было поручено содержать. Он стал материальным и смертным существом, и теперь должен приложить старания к тому, чтобы спасти как себя, так и все изначальное творение. Достигнуть этого можно через Христа путём внутреннего самосовершенствования, а также теургическими операциями, которые Мартинес де Паскуалли преподавал «Людям Желания», которых он нашёл достойными инициации. Через эти операции ученик должен вступить в отношения с ангельскими сущностями, которые в теургических операциях представляют собой «проходы». Чаще всего они являются в характерных для них обликах или иероглифических символах духов, которых призывал оператор, в доказательство того, что он стоит на верном пути Реинтеграции[19].
После смерти Мартинеса де Паскуалли первоначальный Орден Избранных Коэнов перестал существовать в XVIII-ом или начале XIX-ого века, но был восстановлен в XX-ом веке Робером Амбеленом совместно с сыном Жерара Анкосса Папюса - Филиппом Анкоссом, и присутствует по сей день в качестве системы Высших Степеней различных орденах мартинистов, имеющих преемственность от Амбелена и Филиппа Анкосса, воссоздавших Орден Избранных Коэнов[4]. Также, некоторые работы Избранных Коэнов, и некоторые таинства этого Ордена представлены Гностической Церковью Амбелена и Филиппа Анкосса[4].
В то же время существует и другая ветвь, работающая по системе Ордена Избранных Коэнов - Ordre Reaux Croix (O.'.R.'.C.'.)[4].
Мартинистская традиция склонна отличать термин "теургия", от "магии"[20]. Согласно мартинистскому учению и та, и другая в той или иной степени подразумевают ритуальную практику. И та, и другая пользуются определёнными словами или мысленными образами для достижения намеченной цели. Однако, согласно мнению адептов Мартинистских Орденов магия и теургия не являются одним и тем же[21]. Главное различие между ними состоит в месте, отведённом в действии Воле. В магии ритуалы, мысленные образы и слова используются для обогащения и усиления личного Эго и его воли. В теургии же ритуалы, мысленные образы и слова используются для осуществления слияния личного Эго с Волей Бога[22]. Это слияние в изначальной мартинистской традиции носит название "Пути Сердца"[23]. Отсюда следует вывод, что основное отличие теургии от магии состоит в месте Воли в процессе достижения намеченной цели. Это различие основано на положении Человека как творца в созданном Богом мире[22].
Занимаясь теургией, [...], посвящённый теург, которому известна эта тайна, использует метод совершенного слияния своей личной воли с Божьей Волей, дабы это волевое единство гарантированно привело к обретению нужного результата, ибо Божья Воля сбудется как бы то ни было. Согласно законам древней и истинной теургии, как она преподаетеся в Мартинистском Ордене Розы+Креста, Совершенное Господне Видение неизмеримо превосходит несовершенное видение человеческое, ибо "пути Господа - прямые". Соотносится ли это утверждение с понятием кармы? Конечно! И это хорошая карма, ведь ничего, кроме блага, не может быть результатом реализации Божьей Воли. Таков истинный смысл заповеди нашего Мастера: "Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Матфей, 5:48). — Rectificus, S::: I::: I:::, XI/V, Старец круга No 8, Мартинистский Орден Розы+Креста[20][24].
Следуя модели наподобие (а некоторые считают, что и полученной из) неоплатонизма, средневековая еврейская традиция Каббалы развила идею о том, что Вселенная представляет собой последовательность эманаций из Божественного, представленными аллегорически как десять Сефирот. Сказано, что Бог создал мир при помощи Сефирот, изливая божественный Свет в творение через эти "сосуды", которые также обладают в некоторой степени индивидуальными свойствами. Высшая Сфира - "Кетер" содержит наиболее чистый Божественный Свет, и практически не доступна для человечества. Низшая Сфира, "Малхут", все ещё выше, чем материя сама по себе (согласно некоторым каббалистам), поэтому параллель с Неоплатонизмом не является полной, однако Малхут считается тем аспектом Бога, который может быть воспринят в материальном мире. Этот аспект также известен как Шехина.
Для каббалиста Бог - исключительно Един, а не отдельные "боги". Каббала не приемлет многобожия, настаивая на том, что Сефирот не нужно молиться, но лучше на них медитировать и переживать их качества как манифестации воздействия Бога на мир. На схеме Древа Жизни они представлены организованными в трёх колоннах. Медитируя на Сефирот и молясь о их объединении, каббалист преследует Теургическую цель исцеления раздробленного мира.
Каббалистические Сефирот таковы: Кетер (Корона), Хохма (Мудрость), Бина (Понимание), Хесед (Милосердие), Г'вура (Сила), Тиферет (Красота), Нецах (Победа), Ход (Великолепие), Йесод (Основание) и Малхут (Царство или Владычество).
В российской философии эстетики начала XX века термин теургия был вновь определён Бердяевым:
«Теургия — искусство, творящее иной мир, иное бытие, иную жизнь, красоту как сущее. Теургия преодолевает трагедию творчества, направляет творческую энергию на жизнь новую… Теургия есть действие человека совместно с Богом, — богодейство, богочеловеческое творчество.»
В рамках эстетики символизма Владимиром Соловьёвым было развито мистико-религиозное понятие свободной теургии как качественное и активное преображения творчества с помощью божественных сил для созидания положительного, истинного единства — высшей формы Красоты. Первым адептом теургии был великий царь Соломон. Как гласит легенда, вместе с мудростью Бог передал Соломону и знания, которые помогали ему подчинять не только добрых демонов, но и злых
Оккультизм | |
---|---|
|
Алхимия • Астрология • Герметизм • Гностицизм • Каббала • Карты Таро • Магия • Мистицизм • Неоплатонизм • Пифагореизм • Розенкрейцерство • Теософия • Теургия • Христианская каббала • Христианский мистицизм • Физиогномика • Эзотеризм |
Основные концепции |
Адам Кадмон • Ангелы • Астральная проекция • Астральный план • Бафомет • Великое Делание • Гнозис • Гномы • Голем • Гомункул • Грехопадение • Демоны • Древо Жизни • Духи • Духи воды • Духи огня • Закон синархии • Знаки зодиака • Иерофант • Кадуцей • Крест • Микрокосм • Мировая душа • Одержимость • Падшие ангелы • Пентаграмма • Пентаграмматон • Печать царя Соломона • Пифия • Пять метаэлементов • Саламандры • Святой Грааль • Сильфы • Стихии • Тетраграмматон • Тонкий план • Ундины • Феникс • Философский камень • Флюид • Элементали • Эликсир жизни • Эфир |
|
"Mystics in an age of scientific and religious materialism, they were connected by an unbroken chain with the theurgists of the first Christian centuries; they were alchemists in the spiritual sense and the professors of a divine magic. Their disciples, the Rosicrucians, followed closely in their footsteps, and the claims of the "Fama" and "Confessio" must be viewed in the light of the great elder claims of alchemy and magic"
Tags: Теургия философия, теургия буддизм, кфс кольцова золотая серия космическая теургия майя, теургия форум, теургия значение, теургия в поэзии.