Метки: Кара-коюнлу на английском, кара-коюнлу в дагестане, кара-коюнлу читать скачать, кара-коюнлу, кара-коюнлу википедия.
Кара-Коюнлу | |||||||
азерб. Qaraqoyunlu, قراقویونلو | |||||||
|
|||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
|
|||||||
Столица | Тебриз | ||||||
Язык(и) | азербайджанский тюркский[1] | ||||||
Религия | Ислам шиитского толка[2][3] | ||||||
Кара́-Коюнлу́ (тюрк. «чернобаранные» по изображению на знамени тамги кара-коюн) — объединение (племенная конфедерация) огузских тюркских кочевых племён во главе с шиитской туркоманской[4][5][6][7] династией из огузского рода Ивэ, существовавшее в XIV—XV веках в Передней Азии, на территории современных Азербайджана, Армении, Ирака, северо-западного Ирана и восточной Турции[8].
Правящий род происходил из огузского рода Ивэ, который к XIV веку владел территориями севернее озера Ван и в окрестностях Мосула, в Северном Ираке[9]. В числе племён Кара-Коюнлу были Бахарлу, Саадлу, Караманлу, Алпаут, Духарлу, Джагирлу, Хаджилу, Агачери. Они были оттеснены в Переднюю Азию вторжением монголов[6]. Ведущими среди них являлись Бахарлу и Саадлу. Изначально пришельцы были расселены по верхнему Евфрату и Тигру, где после опустошительных походов Чингиз-хана освободилось достаточно места для новых жителей[6].
Первоначально правители Кара-Коюнлу были вассалами более ранних туркоманских династий, пока в 1382 году Кара-Мухаммад не объявил свою независимость от Джалаиридов и сосредоточил свои силы в Тебризе и Восточной Анатолии. Таким образом, Кара-Мухамедом (1380—1389) было основано правление племенного союза Кара-Коюнлу, которое во многом было схожим с правлением Джалаиридов и сохраняло традиции и связи, восходящие к временам Чингизидов.[9]
После Кара-Мухаммада правителем Кара-Коюнлу стал Кара Юсуф, который правил с 1395 по 1403 год и с 1406 по 1420 год. После смерти Тимура Кара Юсуф выступил против его сына, Миран-шаха, на стороне старого правителя Арабского Ирака и Армении Ахмад-султана (из монгольского рода Джалаиридов), причём Миран-шах был разбит в 1408 году близ местности Сардруд и погиб, а государство Джалаиридов восстановлено. Ахмад-султан, в свою очередь, выступил против Кара-Коюнлу, в результате чего также погиб в 1410 году в битве при Шанби-Газане, а Кара-Юсуф стал правителем Арабского Ирака, Армении, объединённых в государство Кара-Коюнлу, образованное в том же 1410 году со столицей в Тебризе.
Преемником Кара-Юсуфа стал его сын, Джахан-шах (1436—1467), первым среди правителей Кара-Коюнлу принявший титул султана. Джахан-шах был также известен как поэт, писавший на азербайджанском тюркском языке под псевдонимом Хакики[12][13]. По мнению историков, был самым сильным и влиятельным правителем Кара-Коюнлу. Высоко образованный меценат, он в то же время отличался крайней деспотичностью и подозрительностью. Пытаясь вести нейтральную политику, он тем самым вызывал недовольство кочевой знати, а его попытки опереться на шиизм, растущую популярность которого в народных массах он хотел использовать в своих целях, навлекли на него ненависть суннитского духовенства[14].
В целом, в эпоху Джаханшаха происходит расцвет государства Кара-Коюнлу, контролируемые большие пространства территорий превращают её в крупную империю. Кара-Коюнлу становится одним из важных исламских государств на ту пору, с развитым политико-административным, военным, экономическим и культурным устройством[15]. Воспользовавшись неурядицами среди Тимуридов, Джаханшах возглавил наступление на восток, занял весь Западный Иран (Персидский Ирак, Фарс и Керман), вторгся и в Восточный Иран и захватил Хорасан и Герат, но решил покинуть их, положив границей между своим государством и Тимуридами пустыню Деште-Кевир. Однако в ноябре 1467 году в битве с правителем Ак-Коюнлу Узун-Хасаном близ города Муш в южной Армении войска Джаханшаха были разгромлены а сам он погиб, после этого поражения все владения Кара-Коюнлу отошли к Ак-Коюнлу[16][14].
Территория Армении попала под контроль Кара-Коюнлу в 1410 году. Вплоть до середины XV века Армения подвергалась грабительским набегам кочевников Кара Коюнлу[17]. Основным армянским источником этого периода является историк Товма Мецопеци[18]. Согласно Товмe, хотя Кара Коюнлу взимают высокие налоги в отношении армян, ранние годы их правления были относительно мирными и имели место некоторые реконструкции городов. Этот тихий период, однако, был разрушен с приходом Кара Искандера, который, по сообщениям, сделал Армению «пустыней» и подверг ее «разрушениям и грабежу»[18]
Войны Искандера и поражения от Тимуридов сопровождались дальнейшими разрушениями Армении, многие армяне были взяты в плен и проданы в рабство, а земля подвергалась прямому грабежу, что заставляло многих армян покинуть регион[19]. Тем не менее Искандер делал также попытки примирения с армянами, особенно с феодалами и духовенством. Так он принял титул «Шах-и Армен» (Царь армян) а также назначил своим советником армянина Рустама, сына князя Сюника, Бешкена Орбеляна. В 1425—1430 гг. Рустам занимал должность губернатора провинции Айрарат с центром в Ереване. Его власть распространялась до Сюника, где правил его отец, всё ещё сохранявший за собой титул «князя князей»[19].
Когда Тимуриды начали свое окончательное вторжение в регион, они смогли направить Джахан-шаха, брата Искандера, против него. Джахан-шах проводил политику преследований против армян в Зангезуре, атаковал монастырь Татев[19]. Но он тоже пытался сблизится с армянами, предоставлял земельные участки для феодалов и восстанавливал церкви[20].
Господство монгольских ильханов и особенно туркменских завоевателей Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу имели крайне тяжелые последствия для Армении[21]. Были разорены производительные силы, часть населения подверглась ограблению и истреблению, были уничтожены памятники культуры[21]. Земли отнимались у местного населения и заселялись пришлыми кочевниками[22], часть армянского населения была вынуждена эмигрировать со своих исторических земель[17].
The argument that there was a clear-cut contrast between the Sunnism of the Āq Qoyunlū and the Shiʿism of the Qara Qoyunlū and the Ṣafawīya rests mainly on later Safavid sources and must be considered doubtful.
Early on, the Sunni Ak Koyunlu had Amed (Diyarbakir) as their capital, while the Shia Kara Koyunlu had their center northeast of Lake Van.
Subsequently it came under the control of Turkmen dynasties like the Āq Qoyunlū and Qara Qoyunlū and then of local khanates like those of Qara Bāḡ and Naḵǰavān which formed a buffer region between the Ottomans and Safavids.
В 1386—1405 гг. Закавказье подверглось разрушительным набегам полчищ Тимура, после чего Северный Иран и Армения попали в руки туркменских династий Кара-коюнлу в первой половине XV в. и Ак-коюнлу во второй половине XV в.
It is somewhat astonishing that a sturdy Turkman like Jihan-shah should have been so restricted in his ways of expression. Altogether the language of the poems belongs to the group of the southern Turkman dialects which go by the name of Azarbayjan Turkish.
...
As yet nothing seems to have been published on the Br. Mus. manuscript Or. 9493, which contains the bilingual collection of poems of Haqiqi, i.e. of the Qara-qoyunlu sultan Jihan-shah (A.D. 1438—1467).
Армения вплоть до середины XV в. подвергалась грабительским набегам кочевников Кара Коюнлу. Деревни были разорены, многие обработанные земли сделались пастбищами для кочевников. Города превратились в незначительные местечки. Армянских феодалов почти полностью заменила кочевая знать тюркоязычных и курдских племён. Часть армянского населения была уведена в плен, часть эмигрировала. Армянские торгово-ремесленные колонии сложились во Львове, в Венеции, в Крыму и т. д.
С Тимуром связана новая волна тюркских племен, нахлынувших в Закавказье. Особенно пострадали земли Армении, все большее число которых отнималось у местного населения и заселялось пришлыми кочевниками. Этот процесс продолжался и в XV столетии.
Tags: Кара-коюнлу на английском, кара-коюнлу в дагестане, кара-коюнлу читать скачать, кара-коюнлу, кара-коюнлу википедия.