Метки: Лечебные меры для юпитера, vhs 1999, honestech vhs to dvd 2.0 se.
Видеокассета формата VHS |
|
Тип носителя | |
---|---|
Формат контента |
ЧМ на магнитную ленту |
Ёмкость |
60-300 минут (SP) |
Считывающий механизм |
скорость ленты |
Разработан | |
Размер |
188×104×25 мм |
Применение |
домашнее видео |
Год выпуска |
1976 |
VHS (англ. Video Home System, произносится: Ви-Эйч-Эс, бытовой жаргонизм — Вихаэс или Вэхаэс) — кассетный аналоговый формат наклонно-строчной видеозаписи, разработанный корпорацией JVC и представленный на японском рынке в 1976 году[1]. Создателем формата считается инженер Шизуо Такано, руководивший группой разработчиков с 1972 года[2].
Один из первых бытовых форматов, использующих планарную видеокассету с расположением рулонов в одной плоскости. В СССР стал вторым после VCR, использованным в кассетных видеомагнитофонах отечественного производства[3]. С начала 1980-х годов занял в мире лидирующую позицию в войне форматов с «Бетамаксом» от Sony и Video 2000 от компаний «Grundig» и «Philips». Основными причинами победы называют отсутствие лицензионных ограничений, относительная простота и надёжность видеомагнитофонов этого формата, и отказ конкурентов поддерживать порноиндустрию[4]. Кроме того, формат VHS впервые основан на оригинальном механизме «М-образной» заправки магнитной ленты в лентопротяжный тракт, более простом и надёжном, чем «U-образная» заправка предыдущих кассетных форматов, таких как «U-matic», «VCR» и «Бетамакс»[2][5]. О внедрении формата в Советском Союзе и сопротивлении японского министерства торговли снят документальный фильм «Рассвет нового дня: человек и VHS» (англ. Dawn of a New Day: The Man Behind VHS). На 2002 год, по оценкам JVC, в мире было продано свыше 900 млн видеоустройств этого формата и ещё больше видеокассет . С середины 2000-х уступил лидирующую позицию оптическим видеодискам DVD.
В формате применена азимутальная запись, при которой две видеоголовки, каждая из которых записывает одно телевизионное поле, имеют рабочие зазоры, отклонённые от перпендикулярного направления на одинаковый угол 6° в разные стороны[6][1]. Это уменьшает перекрёстные помехи между соседними видеодорожками, и позволяет исключить промежуток между ними, повысив плотность записи[7]. Видеоголовки располагаются на вращающемся барабане диаметром 62 мм, который вращается с частотой 1500 оборотов в минуту при записи в стандарте 576i. Кроме наклонных дорожек видеозаписи, вдоль верхнего края магнитной ленты записываются две дорожки звукового сопровождения, разделённые защитным промежутком. Вдоль нижнего края ленты записывается управляющая дорожка[6]. Формат VHS записывает на магнитную ленту композитный видеосигнал и считается непригодным для профессионального использования.
Прямоугольная пластмассовая кассета VHS имеет размеры 188×104×25 миллиметров[2]. Подающий и принимающий рулоны намотаны на бобины, расположенные внутри кассеты в одной плоскости. От повреждений и пыли магнитную ленту предохраняет откидной люк, который фиксируется в закрытом состоянии специальной защёлкой, освобождаемой при заправке лентопротяжного механизма. Кроме того, кассета оснащена механизмом, предотвращающим провисание и размотку ленты с рулонов, которые фиксируются механическими тормозами. При установке в видеомагнитофон, фиксаторы отключаются через круглое отверстие в нижней части кассеты и освобождают тормоза.
В отличие от формата «Бетамакс», в котором был использован механизм заправки магнитной ленты с поворотной платформой, характерный для всех предыдущих кассетных систем, формат VHS основан на новом принципе так называемой М-заправки[5]. Такой механизм извлекает и заправляет магнитную ленту при помощи двух направляющих вилок, каждая из которых состоит из вертикального ролика и наклонной цилиндрической стойки. Стойки создают точный угол захода ленты на барабан вращающихся головок, обеспечивающий наклон дорожки видеозаписи к базовому краю. Углы захода и схода ленты с барабана равны углу наклона плоскости вращения барабана к основанию механизма, благодаря чему оба рулона кассеты находятся в одной плоскости.
Механизм М-заправки оказался более надежным и оказывал меньше нагрузок на плёнку, чем механизмы «Бетамакс» и «Ю-матик»[5]. Отсутствие поворотной платформы упрощало изготовление механизма с высокой точностью и повышало совместимость видеозаписей, сделанных на разных видеомагнитофонах[2]. Это стало одним из решающих факторов, предопределившим победу в «войне форматов».
Аппараты VHS выпускались в двух вариантах: рассчитанных на запись видеосигнала с европейским стандартом разложения 625/50 (PAL, SECAM), и с американским 525/60 (NTSC, PAL-M). Отличие заключалось в скорости магнитной ленты и конструкции барабана видеоголовок, установленного под разными углами, чтобы сохранить угол наклона видеодорожек к краю ленты при разных скоростях. При этом в «европейских» аппаратах барабан вращался с частотой 1500 об/мин., а в «американских» — 1800[9]. Частота вращения выбрана в соответствии с кадровой частотой записываемых стандартов, поскольку каждый кадр записывается за один оборот барабана. Это приводило к полной несовместимости получаемых видеозаписей, хотя «чистые» кассеты были идентичны. Исключение составляла длительность записи на одну и ту же кассету видеомагнитофонами разных систем. Для устранения разночтений производители выпускали кассеты с разной длиной магнитной ленты и различной маркировкой, отражавшей систему записи, на которую рассчитано указанное время. В страны с разными телевизионными стандартами поставлялись видеокассеты с разной длиной ленты и разной маркировкой. На отечественном рынке наибольшее распространение получили кассеты «Е-180», рассчитанные на трёхчасовую запись в европейском стандарте, а на американском и японском рынках преобладали кассеты с маркировкой «Т-120», рассчитанные на 2 часа NTSC. В таблице приведены соотношения длины магнитной ленты в кассете и времени записи/воспроизведения в аппаратах различных стандартов. При этом SP соответствует номинальной скорости ленты; LP соответствует удвоенному времени работы на половинной скорости ленты, а EP/SLP — увеличенной продолжительности на скорости 1/3 от номинальной.
Марка кассеты | Длина ленты, м |
Время записи в стандарте 576i | Время записи в стандарте 480i | |||
---|---|---|---|---|---|---|
SP | LP | SP | LP | EP/SLP | ||
E-120 | 173.7 | 120 мин. (2 ч.) | 240 мин. (4 ч.) | 83 мин. (1:26 ч.) | 172 мин. (2:52 ч.) | 258 мин. (4:18 ч.) |
E-180 | 259.4 | 180 мин. (3 ч.) | 360 мин. (6 ч.) | 129 мин. (2:09 ч.) | 258 мин. (4:18 ч.) | 387 мин. (6:27 ч.) |
E-240 | 348.1 | 240 мин. (4 ч.) | 480 мин. (8 ч.) | 173 мин. (2:53 ч.) | 346 мин. (5:46 ч.) | 519 мин. (8:39 ч.) |
E-300 | 435.1 | 300 мин. (5 ч.) | 600 мин. (10 ч.) | 216 мин. (3:36 ч.) | 432 мин. (7:12 ч.) | 649 мин. (10:49 ч.) |
T-60 | 125.6 | 84 мин. (1:24 ч.) | 168 мин. (2:48 ч.) | 60 мин. (1 ч.) | 120 мин. (2 ч.) | 180 мин. (3 ч.) |
T-90 | 185.9 | 126 мин. (2:06 ч.) | 252 мин. (4:12 ч.) | 90 мин. (1:30 ч.) | 180 мин. (3 ч.) | 270 мин. (4:30 ч.) |
T-120 | 247.5 | 169 мин. (2:49 ч.) | 338 мин. (5:38 ч.) | 120 мин. (2 ч.) | 240 мин. (4 ч.) | 360 мин. (6 ч.) |
T-160 | 327.7 | 225 мин. (3:45 ч.) | 450 мин. (7:30 ч.) | 160 мин. (2:40 ч.) | 320 мин. (5:20 ч.) | 480 мин. (8 ч.) |
T-180 | 368.8 | 253 мин. (4:13 ч.) | 507 мин. (8:27 ч.) | 180 мин. (3 ч.) | 360 мин. (6 ч.) | 540 мин. (9 ч.) |
T-210 (редко) | 433.1 | 294 мин. (4:56 ч.) | 592 мин. (9:52 ч.) | 210 мин. (3:30 ч.) | 420 мин. (7 ч.) | 630 мин. (10:30 ч.) |
DF480 (экв. T-240) | 495 | 340 мин. (5:40 ч.) | 680 мин. (11:20 ч.) | 240 мин. (4 ч.) | 480 мин. (8 ч.) | 720 мин. (12 ч.) |
Кроме кассет стандартной продолжительности с целым количеством часов, некоторые производители в маркетинговых целях выпускали незначительно удлинённые, обладающие небольшим «запасом», например, «E-195». При этом дополнительная лента продавалась в качестве бонуса, позволяющего гарантированно записывать фильмы, не удаляя рекламные паузы.
В оригинальном VHS запись звука производится так же, как в магнитофоне вдоль края магнитной ленты неподвижными магнитными головками. Из-за невысокой скорости ленты формат имеет низкое качество звукового сопровождения. Номинальный диапазон записываемых частот в режиме SP составляет 100—10000 Герц при записи сигнала стандарта 480i. Для европейского стандарта 576i с меньшей скоростью ленты эти параметры были ещё хуже, а в самом медленном режиме записи SLP верхняя частотная граница не превышает 4 кГц. Более дорогие модели видеомагнитофонов VHS позволяли записывать стереозвук на двух дорожках, а в профессиональных аппаратах была возможна раздельная запись двух каналов звука.
В 1984 году JVC дополнила формат записью частотно-модулированного стереозвука видеоголовками одновременно с видеосигналом. Технология получила название Hi-Fi Stereo и позволила увеличить частотный диапазон до 20—20000 Гц, а отношение сигнал/шум поднять с 42 до 70 децибел. При таком способе звукозаписи используется мультиплексирование, позволяющее поместить обе несущие левого и правого каналов звука в неиспользовавшийся промежуток между несущими яркости и цветности. В отличие от видеосигнала, позволяющего производить переключение между вращающимися видеоголовками во время импульсов гашения, звук непрерывен, что накладывает повышенные требования к точности механизма. Маскирование переключения головок должно быть более тщательным, чем в обычных аппаратах VHS, в противном случае в фонограмме может присутствовать низкочастотная помеха, совпадающая с полукадровой частотой.
Видеокассета VHS в разобранном виде
Предохранительная крышка и магнитная лента
Адаптер для видеокассет VHS-C
Компактные видеокассеты VHS-C
Первый советский VHS-видеомагнитофон «Электроника ВМ-12» (1984)
Видеомагнитофон Toshiba V-117G формата VHS
Видеоносители и видеостандарты | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Магнитная лента |
|
||||||
Видеодиски |
|
||||||
Цифровое видео |
|
Tags: Лечебные меры для юпитера, vhs 1999, honestech vhs to dvd 2.0 se.